О нововведениях рассказал министр просвещения Сергей Кравцов на совместном заседании комитетов Госдумы.
«Принят закон, который утвердил единые федеральные образовательные программы. В текущем году вступает в силу приказ № 704, который устанавливает календарно-урочное планирование. В нем закреплено, сколько часов предусмотрено для изучения того или иного предмета. Также мы нормировали количество контрольных и проверочных работ, домашние задания. Приказ согласован с Роспотребнадзором, учитывает все требования, чтобы исключить чрезмерную нагрузку на учеников», — подчеркнул Кравцов.
Разбираемся, насколько актуальны такие изменения и как это будет выглядеть на практике.
Проблема существует?
Непомерная нагрузка на школьников — это, увы, неоспоримый факт. И проблему поднимали уже на всех уровнях.
Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин проводил опрос по теме в своем телеграм-канале.
В результате выяснилось, что до 80% школьников постоянно находятся в состоянии стресса и усталости из-за учебы. Виной тому перегруженное расписание, большое количество сложных домашних заданий и допнагрузка по подготовке к контрольным и экзаменам. Плюс внеурочка, факультативы, секции... Еще и программа со временем становится только сложнее. Как итог — дети сидят за учебой по 8-10 часов в день.
И ладно бы такая нагрузка давала хороший результат. Но, к сожалению, существующая система обучения заточена только под академическую успеваемость — проще говоря, учеба ради оценок. Об этом еще в прошлом году говорила и первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
«Для решения этой проблемы необходимо пересмотреть подходы к образованию. Во-первых, нужно оптимизировать учебные планы так, чтобы они учитывали возрастные особенности детей и их физиологические потребности. Например, сокращение количества уроков в день может снизить нагрузку без ущерба для качества знаний», — отмечала парламентарий.
Еще одна задача — перейти от количества к качеству. По мнению Лантаровой, домашние задания сегодня учат детей механически выполнять большие объемы работы. А нужно, чтобы ДЗ помогали эффективно закрепить пройденный материал.
Как будут снижать нагрузку?
Судя по последним новостям, проблему высокой нагрузки наконец-то начали решать. И речь не только об ограничении объемов ДЗ, а про оптимизацию всего учебного процесса в школах.
С этой целью Минпросвещения сегодня разрабатывает Единое расписание, на которое уже с сентября перейдут все российские школы.
Что это значит? По задумке авторов, школы по всей стране должны функционировать по системе единого планирования и расписания. То есть проходить программу в одинаковом темпе и с равной нагрузкой.
Обещают учесть даже биоритмы школьников и сократить количество контрольных. Последние должны занимать не более 10% времени, отведенного на изучение дисциплины. Естественно, нормирование домашних заданий — тоже часть плана.
Кстати, про домашку. Рассказываем, сколько ее должно быть.
Нормативы ДЗ какие они?
На самом деле, нормы времени на выполнение домашки давно существуют и даже закреплены в СанПиНах. Другой вопрос, что они не очень исполняются. Возможно, с переходом на Единое расписание ситуация изменится.
В этом случае максимально допустимое время на работу с ДЗ будет таким:
• для учащихся 1-го класса — не более 1 часа, работа за компьютером — до 20 минут;
• 2-й класс — до 1,5 часа, работа за компьютером — до 20 минут;
• 3-й класс — до 1,5 часа, работа за компьютером — до 25 минут;
• 4-й класс — до 2 часов, работа за компьютером — до 25 минут;
• 5-й класс — до 2 часов, работа за компьютером — до 30 минут;
• 6-8-е классы — до 2,5 часа, работа за компьютером — до 30 минут;
• 9-й класс — до 3,5 часа, работа за компьютером — до 30 минут;
• 10-11-е классы — до 3,5 часа, работа за компьютером — до 35 минут.
При этом задавать домашку на выходные не рекомендуют до 7-го класса, а для семиклассников и ребят постарше допустимо лишь ДЗ на повторение пройденного материала. Да и то в объемах, не превышающих половину обычной нормы времени. А еще нельзя давать на дом новые темы для самостоятельного изучения. И никаких домашних заданий на каникулы, максимум — список рекомендованной литературы.
Коротко о главном
Таким образом, с введением Единого расписания (в том числе и нормативов домашки) учебный процесс должен оптимизироваться сразу по нескольким направлениям:
• снижение нагрузки на школьников за счет нормирования количества ДЗ, контрольных и проверочных работ;
• снижение уровня стресса у детей за счет внедрения расписания, учитывающего биоритмы. Например, сложные предметы будут чередоваться с более легкими, а контрольные работы — проводиться в дни максимальной продуктивности;
• оптимизация нагрузки на педагогов. Здесь речь идет о нормировании учебного плана, что позволит распределять рабочие часы более равномерно.
Работа над Единым расписанием уже завершается, с 1 сентября должен начаться переход школ на новую систему. И здесь главное, чтобы реформы не остались только «на бумаге». Об этом же говорит и глава Минпросвещения.
«Очень важно, чтобы регионы им [приказом] руководствовались в организации учебного процесса», — подчеркивает Сергей Кравцов.
Рекомендуем к прочтению: Домашняя работа – забота школьника или головная боль для родителей?
Фото: freepik.com