Всего 16% доверяют ИИ полностью и разрешают его везде, а еще 30% готовы использовать ИИ только частично, в отдельных предметах.
Мы спросили у учителей и психологов, замечают ли они, когда дети пользуются ИИ для подготовки уроков, какую пользу приносит ИИ и для каких предметов его лучше использовать.
Что думают педагоги
Учителя сразу видят следы нейросетей в домашних заданиях. Светлана Шмакова, замдиректора ижевского лицея № 41 и автор проекта «лучший цифровойурок.рф», рассказала, что учителя угадывают ИИ по шаблонным выражениям, чрезмерной сложности формулировок для уровня ребенка и подозрительно грамотным текстам при недостаточном понимании темы на занятиях.
Педагог уверена, что ИИ эффективен как помощник в поиске информации и тренировке навыков, однако полная замена самостоятельной работы негативно влияет на развитие аналитических способностей и глубокое понимание материала.
Она советует осторожно подходить к применению ИИ: полезно использовать его в математике и естественных науках для анализа примеров, а также в изучении иностранных языков для отработки навыков. Но там, где важна творческая составляющая, оригинальность мыслей и индивидуальный анализ (например, сочинения, исследовательские проекты), злоупотребление ИИ скорее навредит процессу обучения.
Елена Бубекова, преподаватель английского языка в ижевской школе № 74, отметила, что опытные педагоги сразу видят разницу, когда ученик пользуется ИИ. По ее словам, это проявляется в заметных изменениях стиля изложения и уровня владения языком: появляются необычные конструкции, идеально правильная грамматика и неожиданно богатый словарный запас. Часто наблюдается несоответствие между качеством письменной домашней работы и уровнем устных ответов на уроках — письменные задания оказываются заметно качественнее, чем устные выступления учеников.
При этом Елена Бубекова подчеркивает, что ИИ сам по себе нейтрален и важен именно способ его использования. Если применять его разумно — искать идеи, проверять грамматику и подбирать нужную лексику, то ИИ станет отличным помощником. Например, можно воспользоваться сервисом для анализа допущенных ошибок и детального изучения сложных конструкций.
За работы, выполненные с ИИ, Елена Бубенкова оценки снижала. Ведь оцениваются знания, а не результат слепого списывания.
Учитель английского в школе № 74 Наталья Семенова рассказала, что дети делают презентации с помощью ИИ — они выглядят стильно и аккуратно, но порой содержат лишние сведения или отходят от темы задания. Сама Наталья тоже пользуется ИИ для составления интересных упражнений, но всегда заранее проверяет их качество.
Когда допустимо использование ИИ
Елена Бубекова считает, что ИИ отлично подходит для языковой практики: чат-боты улучшают разговорные навыки, программы находят ошибки и предлагают новые слова. Можно быстро собирать информацию и придумывать идеи для проектов и сочинений.
Однако в творчестве — стихах, эссе, публичных выступлениях — ИИ может мешать: пропадает оригинальность, исчезает способность размышлять самому. Поэтому ИИ нужен не для замены живого учения, а лишь для дополнительной помощи.
Наталья Семенова считает, что ИИ вреден, если ребенок плохо думает и не умеет фантазировать. Зато полезно поручить ученикам сделать задание специально с помощью ИИ, например, нарисовать картинку и потом проверить, правильно ли все получилось.
Светлана Шмакова и Елена Бубекова уверены, что нужны четкие правила пользования ИИ: можно просить объяснения сложных вопросов, но нельзя списывать готовые ответы. Детям надо донести, как правильно использовать ИИ, чтобы не навредить учебе.
Например, разрешать ИИ для черновых работ, тренировок и поиска нужных слов, но не допускать использование в контрольных и творческих заданиях. Особенно важно, чтобы учителя действовали сообща и одинаково объясняли ребятам, как правильно обращаться с технологией.
Что думают психологи
Детский психолог Мария Тодорова считает, что ИИ может давать детям полезные подсказки и направлять их мысли в нужное русло. Но так получается редко, потому что даже взрослые не всегда знают, как правильно использовать ИИ.
Регулярное получение готовых ответов делает ребенка ленивым и убивает желание напрягаться самому. Внутренняя тяга к знаниям возникает только рядом с заинтересованным взрослым, который вдохновляет своим примером. Никакие гаджеты и программы не заменят личного общения и примера родителя или учителя.
Мария Тодорова объясняет, что у маленьких детей мозг активно развивается, и быстрое получение готовых ответов тормозит важные умения: запоминать, концентрироваться, рассуждать. Выполнение заданий самим ребенком похоже на спорт для ума.
ИИ может помогать ребенку чувствовать себя увереннее, давать подсказки, но если постоянно ждать быстрых ответов, теряется вера в свои силы. Ребенку важнее слышать похвалу и поддержку взрослого, чем мгновенно получать правильный ответ от техники.
Маленькие дети видят в ИИ чудо-помощника и безоговорочно ему доверяют, подростки могут начать сомневаться, но иногда продолжают избегать трудностей, обращаясь к ИИ ради простоты.
Школьный психолог Юлия Рогачева утверждает, что грамотно применяемый ИИ повышает интерес к учебе: индивидуальные задания, быстрая проверка и игровые элементы привлекают детей. Но при чрезмерном увлечении гаджетами у детей снижается внутренний стимул учиться самостоятельно.
Рогачева предостерегает, что частые запросы к ИИ формируют нежелательную привычку: ребенок ждет быстрого ответа и перестает действовать сам. Это особенно опасно для малышей младше 10–12 лет, чей самоконтроль еще недостаточно развит, — им трудно сосредоточиться без электронных помощников.
Мнение экспертов
Елена Воронова, преподаватель Финансового университета, говорит, что сегодняшним студентам сложно правильно использовать технологии. Интернет помогал быстрее находить информацию и избавил от необходимости ходить в библиотеки, но с приходом ИИ ситуация ухудшилась: учащиеся перестали внимательно изучать материал, начали механически переписывать чужие ответы и потеряли способность самостоятельно мыслить.
Воронова напоминает, что современному специалисту важно уметь писать понятно и убедительно, ведь хорошая коммуникация ведет к успеху. Нужно научиться видеть главное, отличать верную информацию от ложной и постоянно развиваться.
Методист по русскому языку «Онлайн-школы № 1» Екатерина Мыцких считает, что отрицать достижения науки невозможно: дети уже вовсю интересуются ИИ, и взрослым важно не отставать.
Она предлагает использовать ИИ, чтобы освободить учителей от утомительной бумажной работы: создавать учебные планы, готовить задания, проверять домашние и контрольные работы. Все это сэкономит массу времени и сил педагогов.
По мнению эксперта, отказавшись от внедрения ИИ в школу, мы упустим отличные возможности: персональные консультации для каждого ученика, адаптивные программы обучения и другие преимущества, которые сделают образовательный процесс эффективнее и интереснее.
Роман Шеренков, методист по истории и обществознанию «Онлайн-школы № 1», отметил, что искусственный интеллект одновременно и помогает, и мешает. С одной стороны, ИИ экономит время, делая информацию доступной буквально одним кликом. С другой стороны, дети становятся зависимыми от мгновенных ответов и теряют способность самостоятельно думать и анализировать.
Чтобы извлечь максимум пользы, Шеренков предложил отказаться от запрета на ИИ, но серьезно заняться вопросом грамотного обучения детей правилам его использования. Ответственность за это несут учителя: хотят ли они осваивать новую реальность и учить этому детей?
Директор по digital-проектам Centre digital & media Михаил Шмырев добавил, что уже сейчас умение уверенно пользоваться ИИ стало важной компетенцией для профессионалов. Через некоторое время требование «опыта работы с ИИ» появится в резюме специалистов так же, как раньше писали «уверенный пользователь ПК». Именно поэтому, считает Шмырев, необходимо начинать знакомство с искусственным интеллектом прямо в школах, показывая детям, как грамотно ставить задачи и применять ИИ для полезных целей.
Источник: https://www.izh.kp.ru/daily/27700.5/5089115/
Фото: www.freepik.com